Команда Тутберидзе готовит большой сюрприз

«Встречают по одежке, провожают по уму» – это и про фигурное катание тоже. Еще не зазвучала музыка, фигурист только встал в стартовую позу, а кто-то только глядя на него решит: нравится или нет. Со временем технические особенности программ могут поблекнуть, а вот яркий образ останется. Как красное пальто Юлии Липницкой или нежно-голубое платье Евгении Медведевой. В этом сезоне внимание фигурнокатательной публики приковано к Алине Загитовой, которая уже блеснула красной балетной пачкой и тигровым комбинезоном. Как рождаются чемпионские образы, рассказала Ольга Рябенко – многолетний дизайнер костюмов Липницкой и Медведевой.

ИДЕЯ О МЕНЯЮЩЕМ ЦВЕТ ЛЕБЕДЕ

– Зритель часто воспринимает костюм фигуриста на уровне: «Ах, как стильно!« или «Какой кошмар и безвкусица!«. А ведь у каждого из них своя история с творческими муками тренера, спортсмена, хореографа и дизайнера.

– Да, взять, к примеру, платье Алины Загитовой для короткой программы в этом сезоне. Этери Георгиевна и Даниил Маркович (Тутберидзе и Глейхенгауз – прим. «СЭ») эту идею вынашивала года три, а тут на Алине все сошлось: музыка, постановка и платье, меняющее цвет. Изначально было несколько вариантов конструкции платья, но Этери Георгиевна сказала: «Не надо ничего отстегивать и переворачивать, на футболках есть пайетки, меняющие цвет, вот их бы попробовать». Мы и попробовали. Начали в мае, сделали купальник, и на нем пробовали переворачивать пайетки и менять цвет на тренировках.

– Не было мысли поменять Алине цвет балетной пачки в произвольной программе?

– Я предлагала взять другой цвет или хотя бы покрыть красный черным, но Тутберидзе была категорична и по цвету, и по фасону: шить точно такую же, как была в прошлом году! А вот с Сашей Трусовой (победительницей юниорского Финала Гран-при текущего сезона – прим. «СЭ») была другая ситуация: «Слушай музыку, смотри программу и делай, что хочешь». Тогда я принесла свои эскизы и из них вместе выбрали. На короткую сначала хотели синее, а потом поставили произвольную, а она прям синяя или голубая по музыке! Тогда и решили на короткую сделать черное: игривое, но в то же время выдержанное в стиле музыки и образе, для него подобрали полужемчуг, что нечасто используется в фигурном катании.

Наши девочки ведь не только самые сильные, но и самые стильные. Раньше мы очень много смотрели за иностранными фигуристками, а теперь они смотрят на наших красавиц и повторяют. В этом сезоне у меня шили платья девочки из Швейцарии. Их привлекли легкие юбки, как у Жени Медведевой в произвольной программе прошлого сезона. У Лены Радионовой в сезоне 2015/16 в короткой программе было персиковое платье, удлиненная спинка с хвостиком, всем моим иностранным клиентам очень понравилось.

– Тяжело не повторяться и не копировать чьи-то творения?

– Сложно, когда этого хочет сама обладательница платья. А так, стараюсь смотреть даже детские старты. Сами спортсмены знают, у кого какой наряд и иногда сознательно повторяют за кем-то. В прошлом или позапрошлом году две девочки параллельно заказали мне розовые платья. Я им обеим честно об этом сказала, но никто ничего менять не захотел.

КАРЕНИНА ПО КЛАССИКЕ

Медведева рассказывала, что черное платье для произвольной программы «Анна Каренина« окончательно померила только утром накануне проката на московском этапе «Гран-при». Ничего себе, как она вам доверяет!

– Мы уже не один сезон сотрудничаем, у меня есть лекала под нее и других девочек, и мы знаем, что и как должно сидеть.

– Расскажите, как рождаются ее чемпионские образы?

– По-разному, слушаю музыку, смотрю программу и все, что возможно в заданной теме. Вот когда шили второе платье для Жениной программы «Анна Каренина«, даже не думали про черное, хотели вишневое, но в другом тоне или золотисто-коричневое. Решили все просто. Собрались я, Женя, Этери Георгиевна и Даниил Маркович и методом исключений выбрали черное.

– У Льва Толстого в ключевом моменте романа, на балу, Каренина как раз в черном: «Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в черном, низко срезанном бархатном платье, обшитом венецианским гипюром«. А всех так и влечет бордовый с вишневым…

– Так эти цвета же ярче! Я его вообще видела темно-зеленым, но в итоге вышло как в романе и так как больше всего хотелось самой Жене.

– Этот наряд ведь очень отличается от предыдущих…Медведева в нем уже не девочка-подросток, а леди.

– Мы стараемся все наряды сделать разными. Юбки те же…В том году их делали под грудь, в этом старались от этого уйти и не повторяться.

– Над «космическим« платьем для короткой программы тоже пришлось поломать голову?

– Потом мы стали называть его «Млечный путь», а сначала была тема именно чистоты души и финального вдоха. Душу явно надо было показывать белым, но он на льду редко смотрится хорошо. Много чего и с подиумов смотрели, решили, что это должен быть серый с голубым. Ткань ведь специально печаталась для платья, а потом я подкрашивала ее аэрографом.

– А что же за погружение в образ понадобилось для создания платья к короткой программе Полины Цурской? Пришлось смотреть «Игру престолов«?

– Я этот сериал и так видела! Но там ведь смысл в другом. Как только нашлась музыка, Этери Георгиевна сразу сказала: «У нас музыка из «Игры престолов», но ты сериал не смотри, там смысл не в ней, просто слушай, там образ…». Тогда она мне и рассказала, что Полина – художница, которая рисует на себе. Тутберидзе часто берет музыку и говорит: «Так, только ты это не смотришь, сейчас расскажем, о чем история…».

ОДНАЖДЫ КО МНЕ ПРИШЛА ОБЫЧНАЯ ДЕВОЧКА ЮЛЯ

– Судя по фотографиям на вашей страничке в соцсети, легендарное красное пальто Юлии Липницкой тоже ваше творение?

– Это моя первая работа для группы Тутберидзе, раньше-то я шила для малышей. А у Юли не сложилось у другого мастера и до старта оставалось всего две недели. Они пришли ко мне с мамой и сказали: «Оля, нам нужно красное пальто, которое не будет смотреться как платье». Дальше думала я. В итоге сделала его из двух слоев сетки, темного и светлого, и прокрасила для фактуры.

– Чувствовали, что создаете образ, который войдет в историю Олимпийских игр?

– Нет, конечно! Знала, что Липницкая готовилась к выступлению в Сочи, но это было из серии «может быть». Тогда ко мне пришла обычная девочка Юля.

– Вы и дальше продолжили работать с Липницкой.

– В послеолимпийском сезоне у нас все хорошо сложилось только с короткой программой. Мы с Юлей, не сговариваясь заявили, что хотим красную полоску. Тем летом где-то на отдыхе у нее была своя маечка в полоску, после чего и решили, что это должна быть юбка и кофта. Правда Этери Георгиевне не очень нравился наш выбор, она пожимала плечами и говорила: «Не понимаю этого костюма».

– Но настаивать не стала.

– Под программу уж очень хорошо все подходило. В следующем сезоне 2015/16 нам хотелось показать уже другую Юлю, поэтому для короткой программы под Элвиса Пресли сделали яркое цветное платье. У нее ведь не было до этого пышных юбок, но ей в том платье было абсолютно комфортно. Правда потом решили все равно поменять на простое черное с камнями цвета фуксии. Ей вообще всегда по душе были строгие линии без излишне открытых частей тела.

– В прошлом сезоне болельщикам особенно запомнился ее образ для короткой программы «Французский шоколад«.

– Сначала это платье виделось голубым, но потом мы с Юлиной мамой поехали по магазинам тканей, стали думать: «Что же слышится в этой музыке?» Даниэла и подсказала: «Оля, ну тут явно осень и легкий шансон!» Тогда и выбрали из имеющегося материала, по ходу отправляя фотографии Юле в Сочи, большую роль ведь в создании костюма играет и то, какие ткани есть в наших магазинах.

– Хоть что-то намекало на то, что сезон может стать для Липницкой последним в карьере?

– Что вы! Они с тренером очень основательно готовились, все костюмы пошили заранее, Юля приезжала из Сочи на примерки… Для меня финал сезона стал полной неожиданностью! Липницкая была тогда на подъеме и входила в сезон уверенно, с хорошим настроением.

– На свой последний соревновательный прокат Липницкая вышла на лед в кожаном комбинезоне «убивать Билла«

– Для него у меня было нарисовано где-то 8 вариантов, ведь еще с лета начали им заниматься. Юля была в форме, которая смотрелась в нем идеально. Правда из фильма желтые полоски брать не стали, постарались придумать что-то свое.

ВСЕ ФИГУРИСТЫ ДОЛЖНЫ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЗВЕЗДАМИ

– Что скажете про нежное сиреневое платье к произвольной программе «Титаник« Елены Радионовой сезона 2015/16.

– Очень многие из костюмов Лены выбирала Инна Германовна (Гончаренко. – Прим. «СЭ»). И это платье именно она высмотрела на картинках из старых фильмов. Позже сделали и черное ближе к фильму – это было уже видение самой фигуристки. Кстати оно не было тяжелее по весу, это кружево создавало такой эффект.

– Трудно всем угодить?

– Сложнее всего работать с людьми, а не шить. Никого не обидеть, не сделать позже или хуже. Чтобы не было мысли у фигуриста, что его меньше любят. Очень сложно работать в одной группе с детьми одного уровня. С теми же девочками Тутберидзе. Я их всех люблю, они все хорошие и должны быть разными, и чувствовать себя звездами. А если шьется простое платье, фигурист должен понимать почему.

– Сколько же все это стоит?

– Самое простое платье– 25-30 тысяч рублей, максимум 55-60 тысяч, если нужны дорогая ткань или кружева. Бывает еще, что требуется определенный кусок, а один метр стоит целых 6 тысяч. С шифоном та же история – иногда нужно 3-4 метра, чтобы вырезать нужные куски для юбки.

– Обшиваются у вас в основном девушки. С парнями не складывается?

– Ребят меньше в принципе, их практически нет в фигурном катании, наверное, все в хоккее. В тренировочных группах по одному-два, максимум, три мальчика. На детских стартах по три-четыре мальчика в разряде бывает. В начале моей работы я познакомилась с Ириной Александровной Смирновой, у нее была группа практически из одних мальчиков, сейчас такого не встретишь, а осталось в итоге в спорте всего трое или четверо. Сложнее прыжки, амбиции родителей – много факторов. Так что, поскольку девочек больше, то и шью им чаще.

– Бывают случаи, когда от костюма в ходе проката отлетает какая-то деталь и прощай важный балл! Это недоработки или случайность?

– У всех по-разному. Года три назад у девушки в ходе проката лопнула и отлетела бретелька. Разве это можно было просчитать? А как-то молодой человек захотел кататься в джинсах. Это сейчас я могу напечатать специальный джинс, а раньше пришлось пробовать делать брюки из стрейч-коттона. Мальчик был небольшой, попробовали на тренировке – все было хорошо! А пару раз присел в волчок на соревнованиях и брюки начали медленно сползать. Докатывал программу и ловил их руками.

Алина ЗАГИТОВА. Фото Ксения НУРТДИНОВА

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ КОМБИНЕЗОН И СЮРПРИЗ

– Возвращаясь к костюмам Алины Загитовой, ее образ тигрицы из показательного номера уже конкурирует с «красной балериной«.

– Я пришла к кому-то на лед, возможно к Жене, а там как раз шла постановка этой программы. Мне сказали, что Алина будет жрицей огня и нужен комбинезон. Каким же он вышел экстренным! Загитовой надо было улетать в Китай на этап «Гран-при», комбинезон был готов, и я планировала отвезти его на вечернюю тренировку, попробовать на льду. Очень редко глажу костюмы, но тут захотелось. Вот и испортила готовую вещь, пришлось за ночь шить новый!

– Экстрим!

– А что делать? Я только в пять вечера поехала покупать ткани еще раз. Нельзя же вот так подставить спортсмена! Хотя честно позвонила и призналась, что со слезами еду искать ткань. Выхода же не было. Первоначально он должен был быть чуть другим, хоть и тоже тигровым.

– Сначала «Розовая пантера», теперь тигрица…

– Так Загитовой идут кошачьи образы, и скорее всего тренеры это увидели. Даниил Маркович где-то услышал эту музыку и сразу понял: «Это Алина!» Творческие люди все так воспринимают. Бывает просто листаешь что-то, а уже видишь, кому это может подойти. Вот Полине Цурской очень долго делали платье для произвольной программы «Шахматы» и искали окончательный образ. А потом я как-то смотрела рекламу по телевизору и увидела шахматную игру! Так появилась идея шахматного верха! Его время пришло, что называется.

Cамый запоминающийся момент за все время работы?

– Малыши. Когда одна девочка стоит в платье уже, а другой даже программу еще не ставили. Причем там платья то еще толком нет – только примерочный купальник, на который все будет нашиваться, непонятная юбка и рукавчик из сетки. А вторая смотрит с широко распахнутыми глазами и говорит нараспев: «Ты такая красивая!»

– На чемпионате Европы увидим обновки у Алины и Жени?

– Не имею права раскрывать секреты, скажу только, что команда Тутберидзе готовит большой сюрприз!

www.sport-express.ru

Поиск