Анна Погорилая: я не идеальная, но могу исправляться

Сезон-2016/17 в фигурном катании еще не завершен, но одна из лучших спортсменок российского и мирового одиночного катания Анна Погорилая уже мысленно живет олимпийским сезоном. Год назад она завоевала бронзу чемпионата мира, в декабре — бронзу Финала Гран-при, а в конце января – серебро чемпионата Европы. Многое перечеркнул произвольный прокат двухнедельной давности на мировом первенстве, из-за неудачи в котором фигуристка не попала даже в десятку сильнейших и лишилась места в составе сборной России на командный чемпионат мира. В беседе с корреспондентом агентства «Р-Спорт» Анатолием Самохваловым Погорилая рассказала о себе — неидеальной девушке, для которой нет ничего невозможного.

— Анна, кто все-таки после неудачи на чемпионате мира нашел для вас самые правильные слова?

— Тренеры. Сказали: «Ты должна пойти поспать, а завтра начнется новый день».

— Заснуть, наверное, не смогли?

— Поспать удалось, а вот забыть с концами то, что произошло, нет. Конечно, это невозможно.

— Причина провала уже ясна?

— Их много, они разные, но какая главная – не знаю. Да и как я могу знать? Можно лишь гадать, а это я делать не люблю. Главное, мы от проблем пытаемся избавиться на тренировках. Все равно это спорт, это жизнь, и здесь все возможно.

— Психология?

— Не думаю.

— Техника?

— Тоже не назвала бы свою технику проблемой. Готова я была очень хорошо, по словам тренера.

— Прошедший сезон чему вас научил?

— Сезон был подведен в Хельсинки, а там, на последнем старте, я вновь пришла к знакомому выводу: не прекращать работать.

— В течение сезона казалось, что у вас все нормализовалось и стабилизировалось.

— Вот у меня таких мыслей не было. Не скажу, что я была уверена.

— До состояния «я все могу», получается, не дошли?

— Я знаю, что могу работать. Знаю, что все возможно, но настраивать себя на то, что я идеальная… Я не идеальная, но могу исправляться, устранять многие свои недочеты.

— Во время того злосчастного произвольного проката на чемпионате мира показалось, что вы хотите все бросить прямо там, на льду.

— Нет. Не было такого.

— Но была печальная пауза.

— Пауза – да. Вдох – выдох, поехали дальше.

— Когда доехали, то рухнули на лед. От отсутствия моральных сил или обиды?

— Уже не вспомню.

— На будущий год программы не менее драматическими будут?

— Думаем над этим, но точно пока сказать не можем. С музыкой и образом еще не определились.

— Сама драма, что в короткой программе, что в произвольной, не могла вас передавить эмоционально?

— Нет, потому что сама музыка не была волнующей. От прошлогоднего «Болеро» в короткой я переживала больше. Главный мой критерий – я должна чувствовать эту музыку.

— А какую музыку вы не чувствуете?

— Очень много такой. Не принимаю слабых звуков, люблю сильный голос. Музыка может быть мелодичной и красивой, но чем-то не тем. Забраковала я достаточно, столько ее было, что даже не запомнила, сколько и какой.

— Признанная классика от великого композитора может быть слабой?

— У меня другое восприятие, я не люблю брать то, что было у других. Поэтому Анна Владимировна (Царева – тренер Погорилой) и предложила в этом сезоне для произвольной музыку со словами. Очень сильный голос, который, грубо говоря, никто не слышал. Беспроигрышный критерий. Убийство двух зайцев. Мне лишь остается исполнить все как надо.

Тарасова помогла передать замысел

— У нас на Парке культуры в подземном переходе мелодию из вашей короткой программы наигрывал уличный скрипач.

— Короткую многие знают, а произвольная, особенно та часть, которая в середине – редкость.

— В завершении у вас реквием, под который триумфально побеждали на ОИ-1998 в Нагано Оксана Грищук и Евгений Платов.

— Да, я знаю.

— Поставила эту программу Татьяна Тарасова. Не обсуждали с ней свой реквием?

— Когда мы были в сентябре в Сочи, она работала и над короткой программой, и над произвольной. И вот этой самой последней части, реквиему, она уделила особое внимание. Это тот отрезок, на который делается большая ставка. Мы должны завести публику, должны сделать то, что выделит нас на фоне остальных соперниц.

— Татьяна Анатольевна славится точными фразами.

— В моем случае она точно сыграла не фразой, а внедренным элементом. Я делаю спираль, потом затяжку, потом шагами еду вдоль бортика и начинается переход с одной музыки на другую. Со второй на третью часть — заключительную, ту, которая должна брать зрителя. Ту, когда я очень хорошо должна чувствовать акцент. И здесь Татьяна Анатольевна добавила мне вполне обычный прыжок по типу козлика – даже не шпагат, но он вмиг сделал ярче переход к решающему действию и саму программу. Он помогает нам передавать замысел нашего произведения. По-моему, зритель нас понимает.

— Переход на реквием – это когда вы медленно и статно катитесь спиной вперед, перебирая шаги…

— …и набираю скорость на затяжку. Да, это тот самый момент.

— С такого же шага Грищук и Платов начинали ту самую программу.

— Мы не у них его взяли. Я вообще никогда не копировала чужие программы. Он красив сам по себе и совсем прост в исполнении.

— Вы мне напомнили про «русский шпагат», который исполняла Саша Коэн, но который уже умер как популярное явление? Он слишком сложен?

— Нет, совсем не сложный это элемент, он нарабатывается. Джейсон Браун его делает. Это же «вау»!

— Но кроме Джейсона никого сходу и не вспомнишь, а Браун к тому же на серьезные награды не претендует.

— Новый уровень – прыжки в каскадах, на них сосредотачивается внимание.

— Я заметил, что перед акселем вы особо расслабленно опускаете руки, как в свое время Мохаммед Али в ринге.

— Вот это сравнение! У меня это получается спонтанно, при заходе на аксель трудно о чем-то размышлять.

— Что бы вы добавили в свой артистизм?

— Да элементарного – больше доделанности. Каждый жест своей руки я хочу сделать еще мягче, даже если он и так хорош. Если жест резкий, хочу, чтобы он был жестким. Еще в элементе должна быть точка. Руки и ноги – не только синхронность, но еще и завершенность, которую нужно чувствовать. Как и эмоции на лице. В этом мне советуют все мои хореографы – и Миша Джи, и Коля Морозов, и Виктор Адоньев.

— Морозов, плотно занятый в танцах на льду, насколько часто с вами работал в сезоне?

— Он звал меня как-то в Новогорск, но я не смогла приехать, зато виделись на чемпионате России. Надеюсь, Коля доволен тем, что я показываю на льду. Говорил, что я молодец, но детально мы с ним пока не анализировали мои прокаты.

Эталон танго для меня — в фильме «Запах женщины»

Максим Ковтун рассказывал, что мимике в прошлогоднем номере он учился по совету Петра Чернышева на примере Михаила Барышникова.

— В этом сезоне мне стали понятны оба моих образа в программах, тем более на этот раз я опять катаю танго, которое люблю и танцую с самого детства.

— Ощущение танго у вас меняется?

— Очень сильно. Я же взрослею, у меня меняются взгляды, я многое открываю. Танго в детстве – это что? Тренер поставил – ты откатал. Чисто движения. Как я подросла, так стала уже вкладывать себя в танец. Каждый ведь по-своему его представляет. Танго 2014 года, с которым я впервые полетела на чемпионат мира, несравнимо с танцем 2017-го.

— Это же символ сильной женщины?

— Да, но женщина эта – я. Я все равно катаюсь как бы с партнером. Я брала уроки на полу, чтобы появилось ощущение мужчины в танце, а потом выходила на лед одна, но мои руки, спина тело, ноги двигаются в такой такт, будто мужчина рядом со мной. Однажды на шоу видела танцора, который исполнял танго. Он был одет наполовину в мужское, наполовину в женское. Он танцевал как будто в паре, но фактически – сам с собой. Это было очень красиво и очень интересно. Смотришь – один, а осознаешь, что пара.

— И все равно непривычно?

— Я столько лет на льду, что на нем я абсолютно нормально чувствую себя одна, пускай и с ощущением виртуального партнера. Я немало работала с Мишей Джи, который очень тонко знает, как ставить руки именно в танго, и это сформировало цельный образ. Мне очень нравился (Александр) Жулин с партнершей в этом же танго, которое сейчас у меня, но у них оно было сдержанное. Эталон танго для меня – в фильме «Запах женщины». Но там оно тоже сдержанное. Страсть, но до определенной точки. Я в программе эту точку до поры соблюдаю, а потом все выходит за рамки. Танго в хип-хопе, но без движения хип-хопа. Это в первую очередь танго, но немного за его пределами. Еще больше страсти и энергии, которую я отдаю публике и судьям. Вы же видели концовку программы. Мне интересно, когда что-то классическое отдает свободой. Я и в одежде предпочитаю вольный стиль, но обожаю классику, потому что знаю: она мне подходит.

— Танго не лучше ли передается на сцене или льду, когда в личной жизни кипят бурные страсти?

— Абсолютно нет. В детстве же не было никаких страстей.

— Переживания же должны быть?

— А переживания всегда есть, пускай и беспокоюсь я, скажем, когда забываю покормить кота. Иногда волнуюсь за брата, когда он сдает зачеты. У меня есть папа, мама… Но спортивные переживания не пересекаются с семейными. Брат прекрасно понимает, что я занимаюсь фигурным катанием, и в эту сферу не лезет. Он занимается химией, и я тоже ему не мешаю. Слава богу, он не ставит опыты дома. Мы отлично знаем, что друг друга не понимаем, но волнуемся.

На жизненную осанку танго влияет?

— Более дерзкой я не становлюсь. На льду я одна, на общефизической подготовке — другая, в жизни — третья. Я не хочу никому приносить вреда из-за своего спорта. Я никогда не была бесхарактерной, но работаю над собой, чтобы не дерзить. С друзьями я такой не бываю, с родителями и братом – и подавно. Сорваться на брата я могут разве что в качестве шутки.

— Чемпионат России сильно «бодрит», когда с 215 баллами не попадаешь на пьедестал?

— Бодрит?

— Сначала у вас было две соперницы, потом их стало пять, сейчас — десять.

— Да все 18 уже соперницы, все чисто катают ведь. Смысл переживать мне по этому поводу?

— Нет ощущения, что, выступая за любую другую страну, вы были бы в топе?

— А я и так в топе.

— В самом топе.

— А смысл выступления за страну, где нет конкуренции? Соперницы меня подстегивают.

Алина Загитова, которая в 14 лет выиграла серебро национального чемпионата, сильно подстегнула?

— Нет. Мне все равно.

— А кто подстегивает?

— Ситуация в общем. То, что соперницы просто есть.

— Когда молодые девчонки приходят, ведь им легче координироваться.

— В этом и проблема. Пока они все маленькие, им легко. Потом наступит пубертат – и все, начнутся всякие прикольчики.

— У вас взросление прошло стабильно, как кажется со стороны.

— Чтобы так казалось, мне приходится очень много работать. Сантиметр ввысь — и уже что-то не то. Год вперед – и уже тяжелее, два года – еще! Поэтому технику приходится так подстраивать, чтобы прыгать при изменениях организма было возможно. И еще надо больше думать и планировать. Сейчас я в росте уже не прибавляю, если с 14 лет до 16-17 я росла физически, то после 16 я расту головой. Ребенок ведь как думает — выйти и отстреляться. Все, что тебе нужно сделать, скажет тренер. А сейчас ты сам понимаешь, что выступаешь за страну, что зрители не аплодируют просто так. И это требует дополнительных усилий, чтобы сохранять равновесие.

Макларен? Не слышала

— Вам хватает тренерского состава для прогресса?

— Я же работаю не только с Анной Владимировной, но и с Артемом Пуниным, и тренером по ОФП Михаилом Панариным, актерским мастерством занимаюсь с Маргаритой Бугаевой, хореографией – с Марией Александровной Борисовой. У меня целый состав специалистов.

— И вопрос о смене тренера не стоит?

— Нет-нет.

— Раньше вы говорили, что между каскадами «лутц – риттбергер» и «лутц – тулуп» практически нет разницы в оценках, но при нынешней нешуточной конкуренции ситуация изменилась?

— Два балла, которые отделяют эти элементы, на самом деле имеют большое значение, но я не скажу, что «лутц – риттбергер» — это сложно. Если его отработать, то он будет даваться лучше, чем «лутц – тулуп». Это разговор из той же серии: с рукой ты исполнил прыжок или без нее. Все стараются сгруппировать лутц или флип, хореографически вытянув руку вверху, и это, в конечном итоге, становится неинтересно. Хотя красиво, и какой-то плюсик за это дают.

— Серафима Саханович говорила, что с руками ей даже удобнее прыгать.

— Вот видите, а я в этом не вижу смысла.

— Алексей Николаевич Мишин и вовсе делает упор на сложность и мощность прыжка. Ждут с Елизаветой Туктамышевой пробуждения тройного акселя…

— Он мастер этого дела. Мне тоже хочется всего, но потихоньку. В свое время я пробовала аксель в три с половиной оборота, приземлялась, правда, вполоборота. Самое страшное в нем – заход. Заворачиваешь на него и не знаешь, в какую бездну улетишь. Как будто прыгаешь с парашютом и думаешь: раскроется или нет? Плюс один оборот – это совсем невероятные ощущение, незнакомые. Куда открываться? Куда закрываться?.. Но сейчас пока не время забивать этим голову.

— Кто для вас эталон катания?

— Каролина Костнер, только она. Мне очень нравится ее скольжение.

— Упомянуть Костнер – беспроигрышный вариант.

— Ну почему? Она очень долго работала, чтобы достичь такого скольжения, но дело в том, что просто трудом нельзя сделать всё на льду.

— Что вам не под силу?

— Для меня нет ничего невозможного.

— О чем мечтаете?

— О кораблике.

— Я читал об этом.

— Тренеры возятся с моей программой, раз кто-нибудь говорит: «Давайте какую-нибудь фишку вставим». «Кораблик!» — следует тут же восклицание. «Она не умеет…», — отвечает тот, кто меня хорошо знает. И наступает молчание.

— Это как для футболиста не уметь чеканить мяч?

— Нет. Кораблик – это второстепенное. Просто не каждому он дается, как, например, бедуинский прыжок во вращение.

— Это явно не про Евгения Плющенко, который хвастался каскадом из сотни бедуинских прыжков.

— О, да! Я видела.

— А зачем он это сделал? Никто же не будет вставлять в программу такую серию.

— Это его фишка. Одна из многих. Я вот умею делать бедуинский, но подряд, как Женя, – нет.

— За общеспортивной обстановкой в стране и мире следите?

— Не особо.

— Что такое «доклад Макларена» тоже не слышали?

— Нет. Такой я отсталый человек (смеется).

— Оно и к лучшему.

— Меньше знаешь – крепче спишь.

— Обратил внимание на ваше фото в Instagram с подписью «плыву в свой сон».

— Перед сном и написала. Ныряю в реальную воду в реальном длинном платье в реальных фигурных коньках. Только в таком виде я могла согласиться на фотосессию во время сезона. Ведь обычно такие мероприятия отнимают достаточно сил, но нырнуть под воду лезвиями вверх я не отказалась. Самая большая проблема – найти коньки, которые не жалко. Нашла чужие, тканевые, продолбанные в носке. Одела платье — и вниз головой. Глаза видят только голубой кафель, телу тепло. Выныривать не хотелось. Интересно, что коньки потом высохли и стали как новые.

— Какая очередная сумасбродная идея на очереди?

— Пока жду ее.

— Вы любите фотосессии, но никогда не складываете губы в соответствии с трендом.

— Уткой? Хотя у меня полностью есть на это право, учитывая особенности моих губ. Я люблю естественные образы, выступаю за натуральную красоту. На фото важно позировать, чтобы выглядеть эстетично, но чувствовать себя нужно раскрепощенно.

— Евгения Медведева создала свою линию спортивной одежды. У вас нет каких-то подобных идей?

— Сейчас у меня нет точной идеи по поводу будущего. Считаю, что если берешься за дело, нужно относиться к нему скрупулезно, знать все детали, чтобы суметь сделать нечто непохожее, необычное. Я немало задумывалась, чем хочу заниматься, но после фигурного катания. Начиная от кулинарии, заканчивая дизайном. Я люблю между делом пришить что-нибудь к джинсам и поэкспериментировать на кухне. Только не перед стартами и только чтобы на плите ничего не сгорело и не взорвалось. Ну а сейчас я спешу на лед.

Поиск