Елизавета Туктамышева: Мечтаю прыгнуть три акселя

Елена Радионова путешествует по Америке и загорает в Сен-Тропе, Аделина Сотникова танцует вальс на японском льду, а главная возмутительница спокойствия прошлого сезона чемпионка мира, Европы и финала Гран-при Елизавета Туктамышева даже не позволила себе короткого отпуска на пляже. Она не отметила ни одной из своих оглушительных прошлогодних побед, ненадолго съездила в родной город Глазов, и вот она уже в турецком Эрзуруме, на серьезных сборах, и работает так, что… даже в пределах отеля неуловима. Только что Елизавета бегала кросс, и вот ее уже видели в тренажерном зале.

— Лиза, ваш хореограф говорит, что вы о своих победах уже просто забыли. Татьяна Прокофьева даже назвала эти победы «рабочими». «Как скучно мы живем»?

Я стараюсь как-то масштабно не относиться к этому, иначе можно потерять стимул работать дальше. Выиграла, забыла и уже стремишься к чему-то большему, стараешься стать лучше и профессиональнее, так сказать…

— А почему с отпуском ничего не получилось?

— Получилось, просто не совсем так, как я хотела. Я прекрасно провела время со своими родными в Глазове, потом – с друзьями, я бы не назвала свой отпуск каким-то плохим, или неполноценным, да, хотелось к морю, но не сложилось. Значит, сложится в другой раз. Я, в общем-то, уже привыкла работать в таком режиме, главное настроить себя позитивно.

— В мае вы произвели фурор в Америке, в Колорадо-Спрингс, посмотреть на ваши тройные аксели собиралась толпа американских фигуристов. Тогда же американцы всерьез удивлялись: как много работает Туктамышева!

— Дело в том, что американская и русская школа фигурного катания несколько отличаются друг от друга, поэтому они были поражены не столько моей работой, сколько работой, в том числе и маленьких фигуристов нашей группы. Для них это было новостью, немного непривычно…

— Сейчас у вас идет постановка новых программ, это правда, что они и вас «пробирают до мурашек»?

— Да, я очень рада, что мы выбрали именно эту музыку, мне мои новые программы безумно нравятся, если я их буду катать так, как я могу, так, как я каталась в прошлом сезоне, то это будут очень сильные программы, способные вызвать очень сильные эмоции.

— Обещают Туктамышеву в совершенно новом образе.

— Не знаю, это не мне решать, пусть решают зрители. Да, наверное, я стала немного другой, более серьезной, и уже успела получить много хороших отзывов во время прокатов здесь, на сборах в Турции. Мне было очень приятно это услышать – от зрителей, от хореографов, от других фигуристов, особенно учитывая, что мы работали над программами всего несколько недель, а над короткой только неделю. А людям уже понравилось. И это в моих глазах дорогого стоит, для меня это означает: что-то получается. Идею короткой программы я предложила сама. Подробности пока я рассказывать не буду, могу только заметить, что мой тренер Алексей Николаевич Мишин рассматривал эту музыку, как один из вариантов, но я выступила с инициативой выбрать именно ее. Изначально это скорее мужская музыка, но мы подобрали более женственную ее интерпретацию – то, что подходит мне. У этой музыки потрясающая энергетика, я просто в восторге…

— И вы действительно собираетесь прыгать уже не один, а целых два тройных акселя в произвольной программе, и еще один в короткой?

— Есть такая мечта. В реальности, во всяком случае, в обозримом будущем воплотить ее будет сложно, а потом – посмотрим. Сейчас об этом говорить рано, по той простой причине, что у меня тройной аксель пока еще не восстановлен до конца, я еще только набираю форму, но желание и планы прыгать два тройных акселя в произвольной программе у меня есть. Это будет очень мощно. Нужно идти вперед, развиваться, совершенствоваться, это будет большим шагом, если я смогу прыгнуть два тройных акселя, и у меня еще останутся силы докатать программу до конца!

— Помимо поездки на мастер-классы в США у вас еще имело место сотрудничество с Ламбьелем. Но ведь это уже не первая ваша совместная работа?

— Да, это был второй раз, но второй раз отличался от первого. Тогда мне было тринадцать, или четырнадцать лет, нет, скорее даже тринадцать, я была совсем малюткой, а сейчас и движения, и заходы намного сложнее, все стало намного интенсивнее, поэтому и работа оказалась для меня крайне непростой. В принципе, мне понравилось с ним работать, по-моему, Ламбьель сделал меня мягче, но это смутное ощущение, самой мне сложно судить о таких вещах. Главное, что Алексей Мишин остался этой работой доволен.

— Лиза, а вы пластичный материал? Несколько дней назад Мишин высказался о Евгении Плющенко в том смысле, что о его «я», как о скалу, разбилось множество постановщиков с громкими именами.

У каждого из нас свой стиль, хореографу нужно видеть, что ты собой представляешь, и в чем тебя можно раскрыть еще. Я не могу сказать, что я какой-то жесткий материал, я просто пытаюсь у каждого из них чему-то научиться, что-то взять для себя. Пока, во всяком случае, хореографы на меня не жаловались. И я на них не жаловалась (смеется). Это все интересно, каждый хореограф отдает тебе что-то, помогает развиваться.

— И даже напротив. Вас называют настолько легким человеком, какого они на своем веку еще не встречали, а может быть, и не встретят.

— Это правда, я всегда была очень легкой, с детства, люблю посмеяться и пошутить, но этому способствует и та замечательная атмосфера, которая окружает меня в моей команде.

— Я заметила, что вы никогда не выкладываете в социальных сетях фрагменты своих программ. Это своего рода скрытность?

— Скорее, я так устаю, что мне не до этого. Даже до фотографий руки не доходят. В социальных сетях мы сейчас сидим все меньше и меньше. Лучше уж все доработать и показать на прокатах сборной.

— Аделина Сотникова уже выложила свою короткую программу. Вы смотрели? И смотрите ли в принципе то, что выкладывают другие?

— Очень редко. Не видела ее программы, если честно. Только знаю, что музыка у нее – латина. Конечно, я понимаю, что соперницы не дремлют, но в первую очередь я думаю о себе, мне важно, чтобы у меня все было хорошо. Иногда смотрю, что происходит у других, иногда – нет, по настроению. Не могу сказать, что для меня первостепенно важно, что происходит в жизни соперниц.

— Но вы чувствуете, что сейчас весь мир бросился в погоню за Туктамышевой, о четверных прыжках задумались фигуристки, которые прежде о них никогда не думали.

— Такие слухи до меня доходят. Но в данный момент это еще только слова. Когда происходит такой рывок вперед, остальным тоже хочется быть на пьедестале, конечно, они что-то новое для этого разучивают. Но это очень сложно, очень. Когда меня спрашивают о тройном акселе, я всегда говорю, что это крайне энергозатратный прыжок, и в рамках программы он дается совсем нелегко.

— Возвращается, к слову, Мао Асада, со своим тройным акселем.

— Я об этом до сих пор не думала, совершенно. Пока вы не спросили. Да, общеизвестно, что Мао тоже прыгает тройной аксель, но выиграть могут и девочки без тройного акселя, потому что главное – это стабильность. Я, во-первых, не люблю загадывать, люблю жить сегодняшним днем и плыть по течению, а не раздувать какую-то панику ни из-за чего. Пока еще ничего не случилось. Думать и паниковать по этому поводу – полная глупость. Я вообще как-то забыла обо всех соперниках, и просто каталась на сборах – от души, для себя.

— Чего вы ждете от предстоящего сезона такого, чтобы можно было сказать: исполнилась мечта?

— Мне хотелось бы кататься так же хорошо, как в прошлом году, и если я смогу показать свои программы такими, какими они задуманы, это будет очень классно! Хочу, чтобы мое катание выглядело сильным и качественным, тогда я получу от этого настоящее удовольствие. Даже не в плане стабильности прыжков, а в плане энергетики. Главное, чтобы люди это почувствовали, если люди почувствуют, значит, я своего добилась.

— Помимо фигурного катания что-то у вас происходит в жизни?

— Ничего. Ничего не происходит. Да мне как-то этого и не хочется. Все мои желания, вся моя энергия вложены в фигурное катание, я отдаюсь ему полностью. Только после того, как я пойму, что я сделала все, что могла, возможно, придет что-то другое.

— В прошлом году самым популярным вопросом был вопрос о том, как вы пережили все свои неудачи предыдущих лет. Сейчас, пожалуй, уместным будет у вас спросить: как вы пережили свои успехи?

— Все верно. Успех – это тоже непросто. Человек может сломаться, по двум причинам. Первая: добился всего, чего хотел, и у него нет новой цели. Вторая: страх от того, что ты не сможешь это повторить. К счастью, рядом со мной находит потрясающий тренер, Алексей Мишин. Я никогда не устану это повторять. Мне достаточно просто взглянуть на него и увидеть, что он совершенно спокоен, и я заряжаюсь этим спокойствием. Я вполне отдаю себе отчет, что после такого всплеска у меня может последовать некий сбой. Но это нормально, это все восстанавливается. Пока я не чувствую, что у нас что-то идет не так…

www.sovsport.ru

Поиск