Горшков: у нас в танцах на льду явных лидеров нет

О том, как сложилась пара Рязанова/Ткаченко, есть ли лидеры в танцах на льду в сборной команде и как бороться с американцами и канадцами – в интервью с заслуженным тренером России Алексеем Горшковым.

— Алексей Юрьевич, расскажите, как сложилась пара Екатерины Рязановой и Ильи Ткаченко. С Ильёй вы ведь уже давно работаете?
— Да, это правда, с Ильёй мы работаем уже порядка восьми лет, а с Екатериной они встали в пару три года назад. Оба добивались неплохих результатов по юниорам, и сейчас, на мой взгляд, у них уже заметно движение вперёд, а что будет дальше, покажет следующий сезон.

— Кому принадлежала идея объединить ребят?
— Это совместное решение, но изначально идея была моей.

— Как можете охарактеризовать своих подопечных?
— Илья — явный лидер в паре, очень стабильный и уверенный, а Катя привносит яркую эмоциональную составляющую. Мне кажется, они очень хорошо подходят друг другу и по характеру, и по образу.

— В начале сезона у пары возникли сложности с музыкальным сопровождением — на «Скейт Канада» их оштрафовали за отсутствие чёткого ритма. Проблема действительно была или это спорный вопрос судейства?
— В правилах написано, что должна в музыке быть смена ритма или экспрессии. Это означает изменение характера танца. Поэтому ребята получили снижение незаслуженно. В таких случаях протесты подаются в течение 20 часов или около того. Но дело в том, что наша федерация предпочитает не подавать протестов, поскольку не всегда это даёт позитивный результат. В фигурном катании идёт постоянная борьба внутри судейской бригады, борьба против лидеров, каких-то новых идей. Очень многое зависит от того, кто является рефери на турнире. И в тот момент у нас шла борьба с итальянским дуэтом, а рефери был как раз и Италии. Один раз ему удалось это пролоббировать, больше — нет. Поэтому на других турнирах проблема больше не возникала.

Возвращаясь к позиции федерации, не смогу сказать, что она неправильная. Если заглянуть в историю, то только один раз протест привёл к изменению решения – это было на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити, когда канадская пара Сале/Пелетье получила второй комплект золотых медалей. Кроме того, мы также не можем о чём-то сильно распространяться, поскольку тем самым нарушается этический кодекс, за что можно получить дисквалификацию.

— Проблема судейства в фигурном катании действительно многогранна. Например, важную роль в том, какие оценки получит пара, играет их статус внутри национальной сборной. Почему этому придаётся такое значение на мировом уровне?
— Любая страна работает на своего лидера. Очевидно, что если есть такой лидер, то всех интересует золотая медаль на Олимпиаде, а не шестые – восьмые места нескольких пар. С другой стороны, как показал прошедший чемпионат мира, этот статус начинает немного отходить на второй план. Сейчас есть две разные судейские бригады, одна отвечает за техническую составляющую, другая – за компоненты. И очень много зависит от самого проката. Кроме того, я не вижу в танцах на льду ярко выраженного лидера в российской команде. Лидеры ведь должны демонстрировать высокий уровень катания на протяжении всего сезона, без притянутых за уши результатов.

— То есть такие, какие были в прошлом?
— Да, но давайте также вспомним Анжелику Крылову/Олега Овсянникова и Оксану Грищук/Евгения Платова. Обе пары были очень близки по своему уровню, и очень сложно было разобраться, кто из них лидер. Они постоянно находились в борьбе как национальных соревнованиях, так и на мировых. А сейчас только американцы с канадцами стоят особняком, а у всех остальных уровень примерно одинаковый. Если взять первую десятку чемпионата мира-2012, то нельзя сказать, что кто-то, за исключением уже озвученных дуэтов, сильно превосходит остальных по технике или артистизму.

— С технической стороной судейства более-менее понятно, а вот компоненты подчас остаются на уровне субъективизма. Например, многие признают, что ваша пара могла получить вторую оценку выше.
— Да, можно сказать, что компоненты являются своего рода договорным аспектом, где важную играет роль рейтинг пары. Здесь ещё проявляется старая схема судейства: если ты третий номер сборной, то и компоненты получишь как третий номер. А техническая оценка более жёсткая, но и она во многом зависит от состава судейской бригады.

— Не убивает ли это желание бороться у спортсменов?
— Нет, здесь смысла ждать, когда подойдёт твоя очередь стать первым номером, нет. Они должны чётко понимать, что им самим нужно сделать шаг вперёд, показать мастерство, чтобы судьи начали ставить высокие оценки за компоненты и технику. После чемпионата мира можно выделить только второй канадский дуэт, подопечных Анжелики Крыловой, которые выступили лучше и увереннее других. Все остальные по-своему интересны, со своими плюсами и минусами. Но отметить какой-то прорыв, пока нельзя. Возможно, это покажет следующий сезон, а, возможно, уже непосредственно олимпийский.

— Главный вопрос, который волнует всех: как превзойти американский и канадский дуэты?
— В фигурном катании есть одна интересная особенность. Возьмём спортсмена, который первым из всех исполнил четверной прыжок. Он с тренером его готовил, к примеру, около четырёх-пяти лет. На следующий год этот прыжок появится в арсенале уже большего числа фигуристов, которые изучив методические наработки и видеозаписи, пройдут этот путь уже за шесть месяцев. Поэтому нужно постоянно идти вперёд и придумывать что-то новое. Да, сейчас Вертью/Моир и Дэвис/Уайт лучшие, но до Олимпиады ещё достаточно времени, чтобы изучить то, что делают эти пары.

— Значит, время, чтобы подойти к домашней Олимпиаде и уже бороться на равных с ними, ещё есть?
— Есть, но мало. Мы ведь не знаем, как будут выглядеть сегодняшние лидеры через два года. Потом, никто не застрахован от травм или какой-то неудачной постановки программы. Всё покажет время.

www.championat.com

Поиск