Мария Сотскова: «После контрольных прокатов я поменяла свой подход ко многим вещам»
Победительница турнира «Финляндия Трофи» Мария Сотскова об изменениях, которые произошли после контрольных прокатов в Сочи, новой произвольной программе, музыке Клода Дебюсси и создаваемом на льду образе.
— Маша, поздравляю. Первая победа в сезоне, какие ощущения?
— Сначала я волновалась немного, потому что после контрольных прокатов было тяжеловато. После Сочи я немножечко потеряла уверенность в себе, поскольку прокаты сложились для меня не очень удачно. Когда вернулись в Москву, мы много работали, изменили короткую программу. Почти полностью. Музыку тоже. По сути, здесь я накатывала новую программу, потому что с тренерами мы пришли к выводу, что нужно все-таки ставить каскад в первую половину, чтобы быть уверенной в себе.
По приезду из Сочи мы начали работать в другом русле. И я психологически стала себя по-другому настраивать. В начале сезона перед контрольными прокатами я настраивала себя как в том году. Но я не учла тот факт, что за лето я изменилась, выросла, и у меня уже должен быть совсем другой подход к себе, к делу. Видимо, поэтому я сорвала контрольные прокаты – неудачно там выступила. Но мы переделали короткую программу. Я переосмыслила свой подход, психологически себя перенастроила. И работа пошла в более правильном направлении.
— Ты сама это поняла или кто-то подсказал?
— Когда что-то не получается, то это из-за чего-то происходит. Не просто так. Я была хорошо готова перед прокатами. Все элементы, программы катала на тренировках хорошо, все делала. А в Сочи короткую полностью провалила, с произвольной справилась, но недостаточно хорошо – я была лучше готова. После прокатов возник вопрос: почему? Просто так ничего не бывает. Значит, надо что-то изменить.
В тренировочном процессе особых проблем не было. Все происходило правильно. Тренировалась я хорошо. Себя не жалела. Работала по максимуму. Команда работала великолепно, к ним тоже никаких претензий. Значит, это у меня в голове. Надо было исправлять свой подход. И я поработала над собой. На тренировках больше представляла, будто я на соревнованиях. Из-за этого все пошло правильно.
— Ты сказала, что за лето выросла.
— Да, выросла эмоционально. Я ведь расту, скоро приближусь к 18 годам. Тело изменилось. Идут обычные процессы. Мы занимались много ОФП с Леонидом Моисеевичем Райциным. Буду продолжать с ним работать. Это мне, конечно, помогло. За лето у меня выросли мышцы, объемы тела стали другие. Но, благодаря тому, что это мышцы, а не жир, это помогает. Я себя чувствую увереннее, сильнее на льду. Вся эта работа идет на пользу. Тренерам я доверяю. И это мне помогает.
— В вашей группе сейчас тренируется Лена Радионова. Лиза Туктамышева рассказывала, что дружит с Каролиной Костнер, которая катается с ней на одном льду. А как у вас с Леной, ладите?
— К приходу Лены я отнеслась спокойно, как к должному. Это нормально, когда в группе есть конкуренция, потому что у многих тренеров катается много сильных спортсменок. Например, у Этери Тутберидзе. В этом нет ничего необычного. Тем более, что тренер нас с Леной разделяет. То есть Лена катается в первой половине, я выхожу на лед позже, когда она уже заканчивает тренировку. Нас разделили, чтобы не сталкивать лбами. Но у нас спокойная атмосфера. Думаю, и Лена, и я – мы понимаем, что конкуренция – это полезно и хорошо. Но это и отнимает много энергии, но мы не тратимся на это. Каждая из нас работает по своему плану, для себя, потому что мы уже взрослые девочки, понимаем, кому что нужно, и не тратим энергию и силы на конкуренцию между собой. Конкуренция есть, но она здоровая.
— Как выбирали музыку для произвольной программы? Это «Лунный свет» Клода Дебюсси.
— Выбирала не я, а Петр Чернышев с Еленой Германовной (Буяновой – прим.), Ириной Анваровной (Тагаевой – прим.), вся наша команда. Я до последнего не принимала эту музыку, не видела себя в ней, точнее, видела, но получалось, что этот тот же образ, что был и до этого, а мне хотелось чего-то нового. Но в итоге меня убедили, что этот сезон не для экспериментов. Лучше делать то, что у меня хорошо получается. И в процессе постановки я настолько влюбилась в музыку, программа настолько понравилась, Петр настолько подобрал все движения, музыкальные переходы под меня, что я слилась с этим образом. Он дополняет меня, и мы как одно целое. Сейчас я катаю эту программу с удовольствием. Я благодарная тренерам, что они настояли, сказали: «Поверь нам». И я поверила, потому что они – мои тренеры.
— Какой образ ты передаешь в этой программе?
— Образ природы. Вода, воздух, лунный свет и даже огонь… С хореографом Ириной Анваровной мы придумываем разные картины природы – водопад, джунгли… И я пытаюсь перенести зрителей в разные уголки, чтобы они вместе со мной почувствовали и увидели эту красоту.
— Спасибо, Маша.
fsrussia.ru