«Не люблю, когда меня жалеют, как маленького щеночка». Интервью Евгении Медведевой
Интервью, после которого вы поймете, почему россиянку так сложно победить. Эксклюзив «Матч ТВ».
Год назад на чемпионате мира в Бостоне Евгения Медведева сначала поразила всех удивительно чистым и уверенным катанием, а потом порадовала знанием японских песенок.
Любимый персонаж Медведевой – Сакуя из аниме Норн9 тоже говорит по-японски и обладает уникальным талантом – умеет предсказывать будущее. Жене такой дар не нужен. Прямо сейчас 17-летняя россиянка это будущее создает. По крайней мере, в фигурном катании.
Если Женя рассказывает о детстве, почти невозможно уловить привычные в таких случаях истории о шалостях и забавах, зато «лутц» и «аксель» встречаются в каждом втором предложении.
– Когда я была маленькая, врачи посоветовали маме отдать меня в спортивную секцию: либо в плавание, либо в фигурное катание. Мама была фигуристкой, хорошо знала этот мир и, естественно, привела меня на каток. Мне тогда было года три. А плавать я, кстати, научилась не так давно.
Лет с пяти я хорошо себя помню на льду. Самое яркое воспоминание из детства? Наверное, как мы с тренером разучивали волчок. Это элемент такой, не самый сложный, обычное вращение на согнутой ноге. Но у меня почему-то долго не получалось его выполнить. А девочка, которая была намного младше, сделала все чуть ли не с первой попытки. Я тогда очень расстроилась.
Но это была не единственная сложность, с которой столкнулась Женя. В ЦСКА, куда ее сначала привели родители, часто менялись тренеры. За пять неполных лет она сменила три группы. Добиться результата в таких условиях было непросто, и Женю перевели в другую школу, в группу к Этери Тутберидзе.
Когда началась их официальная история, у образовательного центра «Самбо-70» еще не было такого веса в мире фигурного катания, а у тренера Тутберидзе – олимпийского опыта. За всем, что происходило до Игр, в Сочи и после них, Женя наблюдала со стороны и только готовилась сделать первые шаги на взрослом уровне. Большая часть тренерского внимания в тот момент, естественно, доставалась Юле Липницкой. Но в Жене Тутберидзе сразу увидела своего человека.
– На первой же тренировке у Этери Георгиевны выяснилось, что толком ничего не умею, – вспоминает Медведева. – Неправильно делаю аксель, сальхов. Всему училась сначала. Но мне это даже нравилось. Этери Георгиевна помогла понять, что фигурное катание у меня всерьез и надолго.
Параллели, которые так часто проводят между Липницкой и Медведевой, на самом деле, абсолютно неуместны. Ранний и очень успешный старт – единственное, что связывает девушек. Липницкой было чуть больше 15-ти, когда она стала олимпийской чемпионкой, пусть и в командном турнире. Медведева к своим 17-ти выиграла два чемпионата Европы и чемпионат мира (и готовится выиграть второй).
Раньше была еще Этери Тутберидзе, но вскоре после Олимпиады Юля решила, что им не по пути и уехала тренироваться в Сочи. То, что после Игр будет особенно сложно, в команде Тутберидзе понимали все. Юля начала активно расти и никак не могла привыкнуть к своему новому телу. А тут еще настойчивое внимание журналистов и болельщиков – слишком тяжелый груз даже для девочки в красном пальто. Следующий за Олимпиадой сезон получился откровенно плохим – пятое место в финале Гран-при и только девятое на чемпионате России – и поставил в точку в ее отношениях с тренером. Чтобы не вдаваться в подробности, в таких случаях обычно говорят что-то в вроде «не сошлись характером».
С Женей у Этери Георгиевны оказалось намного больше совпадений.
– У нас очень теплые отношения в жизни, – подтверждает Женя. – Она требовательная, но в то же время опекает меня и очень внимательно следит за всем, что так или иначе может сказаться на моем здоровье, моей форме. С какими-то бытовыми вопросами я тоже достаточно свободно могу к ней подойти. Мы общаемся с ее дочерью Дианой, можем пройтись по магазинам, выпить кофе.
– Про Этери Георгиевну и вас много всего писали в последнее время. Самое удивительное, что читали?
– Наверное, что меня не кормят, чтобы сдержать рост перед Олимпиадой в Пхенчхане. Ничего, кроме смеха, это не вызывает. Вот сейчас время обеда. В меню – борщ с мясом и чай с овсяным печеньем. Я нормально питаюсь. С моим режимом по-другому не получится.
– Вы вообще можете позволить себе поспорить с тренером?
– Почти никогда. А если вдруг что-то подобное происходит, я в итоге уступаю, потому что осознаю, что у Этери Георгиевны больше опыта. К тому же, со стороны всегда лучше видно.
– На чемпионате России вы сделали лишний каскад, на чемпионате Европы тоже экспериментировали, при этом сами же признались, что Этери Георгиевна о планах ничего не знала. Она не рассматривала это как нарушение дисциплины?
– Не думаю, что у нее могли появиться такие мысли. Был просто вопрос: «Зачем?».
– И правда – зачем?
– Мне хотелось подбодрить публику. А еще я знаю, что Этери Георгиевна всегда за то, чтобы сделать чуть больше. Если бы я не чувствовала в себе силы, я бы не пошла на это.
– Самый важный совет, который дала вам Этери Георгиевна?
– Один и тот же совет актуален и в жизни, и в спорте: «Даже если тебе очень тяжело, вставай и делай дальше. И никогда не останавливайся». Это отражает ее жизненную философию. И я тоже думаю, что в любой жизненной ситуации нужно хотя бы попытаться перебороть себя.
– Вы можете заплакать от бессилия?
– У меня бывает такое. Я думаю, каждый человек плачет, независимо о того, женщина это или мужчина. У всех бывают сложные моменты. И порой очень тяжело себя сдерживать. При этом мне очень не нравится, когда меня жалеют, особенно сладко, как маленького щеночка: «Ты моя хорошая, ну поплачь – легче станет». Меня это раздражает. Для меня слезы – это не столько проявление слабости, сколько выход эмоций, после которого чувствуешь обновление и понимаешь, что не все так плохо.
И все же через пару минут Женя поправляет себя и признается, что плачет редко. Эмоции нужно копить для выступлений. Ее программы всегда отличаются сложностью элементов и образов. В прошлом сезоне с подачи постановщика Ильи Авербуха Женя рассказывала историю о том, как важно, чтобы люди научились слушать друг друга. «Это была программа – откровение, – вспоминает Авербух. – Наверное, у каждого из нас есть такие чувства и переживания, которыми очень хочется поделиться. Но нам страшно остаться не понятыми, поэтому мы держим их в себе. В нашей программе эти чувства символизировала музыка, которую Женя прятала от всех. Но в какой-то момент она поняла, что так дальше нельзя, оторвала руки от ушей – и музыка врывалась на свободу. Она переборола страх и просит нас сделать то же самое, услышать друг друга и не закрываться».
В этом году задача оказалась еще сложнее. «Мы выбрали музыку из фильма, посвященного событиям 11 сентября в США. Но история не только об этом. Она о том, насколько мы беззащитны, – объясняет Авербух. – В начале программы Женя провожает своего любимого человека на работу в полной уверенности, что вечером они увидятся вновь, а потом узнает из новостей, что произошла трагедия, но верит, что все будет хорошо. В самом конце раздается телефонный звонок. Каждый зритель может сам решить, что произносит голос на там конце провода». Женя для себя все решила.
– Для меня эта история – трагическая. Мне говорят, что любимый человек больше никогда не вернется. Мое восприятие этой программы не меняется с самого начала. Я просто все больше и больше вживаюсь в образ.
– У Этери Георгиевны был страшный опыт. В апреле 1995 года она была в Оклахоме, когда там произошел теракт. Рассказывала вам что-нибудь о тех событиях?
– Нет. Мы этой темы не касались. Но прочувствовать произвольную программу в этом сезоне она мне помогла. Она знает, как это важно для меня – понимать, что я катаю.
– Что в современном мире огорчает вас больше всего?
– Абсолютный цинизм некоторых личностей. И эгоистичное поведение. Хотелось бы больше искренности в словах и поступках. Не понимаю, почему люди не говорят то, что на самом деле чувствуют.
– Что может вывести из себя?
– Когда перед соревнованиями со мной пытается заговорить абсолютно незнакомый мне человек. В этот момент я вообще не люблю разговаривать. Закрываюсь в себе, в своих мыслях. Когда меня выдергивают из этих мыслей, становится неприятно. Еще меня раздражает, когда я разговариваю с человеком, а он начинает дергаться, крутиться, ерзать на стуле, ногой дергать, ручкой щелкать.
– Вы видите в этом проявление неискренности?
– Нет. Я вижу, что человеку со мной некомфортно, хотя я и стараюсь быть открытой.
Ровесники Жени часто воспринимают окружающий мир через квадратное окошко инстаграма. Она в этом смысле тоже абсолютная героиня своего времени – соцсети помогают заполнять паузы между тренировками и расслабиться в редкий выходной. Модные ориентиры тоже здесь – Женя присматривается к русской модели Алене Шишковой и ее американской коллеге Кендалл Дженнер.
– На соцсети очень легко подсесть. Как вы оберегаете себя от этого? – спрашиваю у Жени, когда в наш диалог пытается вмешаться кто-то из виртуального пространства.
– Даже если я очень захочу оказаться в иллюзорном мире, у меня ничего не получится. У меня есть семья, друзья. Они в случае чего обязательно скажут, что пора вылезать из телефона. К тому же у меня не так много времени, чтобы окунаться туда с головой: есть тренировки, есть учеба. Думаю, мне это не грозит.
– Но вы видите в этом проблему? Люди с помощью того же инстаграма стараются быть лучше, интереснее, чем в реальной жизни.
– Мой инстаграм не отличается от моей жизни. Но проблема действительно есть. Полно зависимых людей, которые зациклены на внешних эффектах. Делают кадр, а потом платят за фотошоп, чтобы как-то изменить свою внешность. Получается, обманывают самих себя. И, наверное, это главная проблема – многие не понимают, что меняют только фотографию, а не самих себя или свою жизнь.
В социальных сетях у Медведевой около трехсот тысяч подписчиков и друзей. Установить более точное число не получится – списки постоянно обновляются. Женя внимательно следит за творчеством своих поклонников и периодически радует их репостами. В жизни все немного сложнее.
– Был опыт, когда нашли мой адрес и пытались выследить. Люди, наверное, думали, что они подкараулят, сделают мне такой сюрприз, и я очень обрадуюсь. Это не совсем так. В какой-то момент я даже начала думать, что у меня просто мания преследования. Но нет – за мной действительно следили, провожали до подъезда. К счастью, все просто прекратилось само собой.
– Было страшно?
– Нет. Я видела, что дистанция соблюдается – и ладно. Просто непонятно. Чего люди добивались таким образом? Если что-то надо, подойдите и скажите: «Здравствуйте! Меня зовут Петя, и я хочу сфотографироваться или поговорить». Все можно делать по-человечески. Мне очень приятно, когда ко мне подходят, узнают, желают удачи, сюрпризы какие-то устраивают. Во время чемпионата России, сразу после короткой программы с трибуны прямо на лед передали коробочку с фигурками из сахарной мастики – два персонажа из моего любимого аниме. Получились очень похожими на героев. У девушки на их создание ушло 28 часов чистого времени.
– Есть люди, к которым вы хотели бы вот так подойти?
– Конечно, у меня тоже есть кумиры. Просто они не из мира фигурного катания. Например, моя любимая музыкальная группа EXO (южнокорейский бой-бенд – «Матч ТВ»). Иногда даже думаю, как бы я себя повела, если бы их увидела. Наверное, подошла бы и рассказала о своей симпатии. Это точно лучше, чем из-за угла следить, когда и сам неловко себя чувствуешь, и объект преследования – тоже.
– Учитывая вашу популярность в Азии, не удивлюсь, если они вас знают.
– Ой, я в этом очень сильно сомневаюсь. У ребят и без меня много своих забот.
Если все пойдет по плану, меньше чем через год Женя отправится в Корею. И, может быть, исполнит свою маленькую мечту – встретится с любимыми музыкантами. Но только после того, как сделает главное – выйдет на олимпийский лед.
– Илья Авербух в одном из интервью сказал: «Медведева может показывать еще больше». О чем он? В олимпийском сезоне мы увидим новые рекорды?
– Я сейчас не думаю об Олимпиаде – нужно сначала докатать этот сезон. Сделать все достойно. А Илья, наверное, имел в виду техническую составляющую. Я, например, еще не прыгаю «лутц с тулупом» в каскаде. Прыжки с двумя руками опять же пробовала только на тренировках, а хотелось бы и программах. Фигурное катание развивается очень стремительно. Женское по уровню сложности элементов уже догоняет мужское. Мужчины вообще выходят на какой-то нереальный уровень.
– Не боитесь конкуренции – того, что придут 15-летние девочки, как когда-то пришли вы, и переиграют вас?
– Так и должно быть. Так было со всеми поколениями. Для меня самое главное – продолжать работать. И понимать, что я делаю это хорошо. Фигурное катание приносит мне удовольствие всегда, даже в самые тяжелые моменты. Это вообще особый кайф – когда преодолеваешь себя.
Текст: Марина Крылова
Фото: globallookpress.com, РИА Новости/Александр Вильф
Смотрите чемпионат мира по фигурному катанию на каналах холдинга «Матч»
Среда, 29 марта
10:40 – Женщины. Короткая программа. Прямая трансляция из Финляндии («Матч! Арена»)
15:25 – Женщины. Короткая программа. Прямая трансляция из Финляндии («Матч ТВ»)
18:10 – Пары. Короткая программа. Прямая трансляция из Финляндии («Матч! Арена»)
21:25 – Пары. Короткая программа. Прямая трансляция из Финляндии («Матч ТВ»)
Четверг, 30 марта
12:10 – Мужчины. Короткая программа. Прямая трансляция из Финляндии («Матч! Арена»)
15:15 – Мужчины. Короткая программа. Прямая трансляция из Финляндии («Матч ТВ»)
18:55 – Пары. Произвольная программа. Прямая трансляция из Финляндии («Матч! Арена»)
21:30 – Пары. Произвольная программа. Прямая трансляция из Финляндии («Матч ТВ»)
Пятница, 31 марта
11:00 – Танцы на льду. Короткий танец. Прямая трансляция из Финляндии («Матч! Арена»)
13:50 – Танцы на льду. Короткий танец. Прямая трансляция из Финляндии («Матч ТВ»)
18:00 – Женщины. Произвольная программа. Прямая трансляция из Финляндии («Матч ТВ»)
Суббота, 1 апреля
10:50 – Мужчины. Произвольная программа. Прямая трансляция из Финляндии («Матч! Арена»)
13:40 – Мужчины. произвольная программа. Прямая трансляция из Финляндии («Матч ТВ»)
16:35 – Танцы на льду. Произвольный танец. Прямая трансляция из Финляндии («Матч! Арена»)
17:30 – Танцы на льду. Произвольный танец. Прямая трансляция из Финляндии («Матч ТВ»)
Воскресенье, 2 апреля
14:00 – Показательные выступления. Прямая трансляция из Финляндии («Матч! Арена»)
matchtv.ru