Стефан Ламбьель: четверной прыжок готов исполнить прямо сейчас

Стефан Ламбьель

Двукратный чемпион мира в мужском одиночном катании Стефан Ламбьель – может быть, самый популярный фигурист мира. Даже сейчас, когда он уже четыре года не выступает в соревнованиях. Зато швейцарский маэстро, чье катание можно смело называть искусством, активно гастролирует по всему миру в шоу. Перед одним таким выступлением в Санкт-Петербурге корреспонденты агентства «Р-Спорт» Мария Воробьева и Андрей Симоненко и поговорили с Ламбьелем.

Art on Ice и Opera on Ice… Ламбьель – постоянный участник шоу с подобными названиями, и он действительно Артист. И не только на льду, а даже в моменты, когда дает интервью. Разговор с Ламбьелем захватывает, это на самом деле не типичный, увы, для многих спортсменов обмен репликами в жанре «вопрос – ответ». Это разговор, который не хочется заканчивать. И двадцать минут, которые организаторы отвели нам на общение с прекрасным собеседником, пролетели как одно мгновение.

— Стефан, болельщики интересуются: не устаете ли вы от бесконечных шоу, в которых участвуете практически без перерыва?

— Шоу – это сейчас моя жизнь. Мне безумно нравится выступать в самых разных уголках мира. Совсем недавно я был на шоу в Южной Корее, также я постоянно принимаю участие в туре Art on Ice по Европе и, конечно, с большим удовольствием приезжаю в Россию. Вскоре поеду в Казахстан на шоу Дениса Тена, а затем полечу в Японию. И этот список можно продолжать бесконечно! Моя жизнь крутится вокруг того, что я переезжаю с одного шоу на другое.

— Получается, времени даже меньше, чем в то время, когда вы участвовали в соревнованиях? Себе любимому свободную минутку успеваете уделить?

— Когда у меня появляется немного свободного времени, я, конечно, уделяю внимание самому себе, но также с огромным интересом помогаю поработать над хореографией другим спортсменам. Последние два месяца я работал без единого выходного – либо был занят своими программами и физподготовкой, либо помогал другим фигуристам. Но я получаю столько энергии от зрителей, от моих друзей, с которыми работаю в шоу, что мне хватает сил на все! К примеру, после шоу в Корее я успел поработать с фигуристами, ставил им программы, и это для меня некий вызов. Когда ты начинаешь двигаться в новом для себя направлении, ты не устаешь, а, наоборот, хочешь достичь своей цели. Я не могу сказать, что в какие-то моменты чувствую, что совершенно истощен. Просто живу по такому принципу – передо мной стоит цель, и я должен приложить все усилия, чтобы добиться ее. Потом появляются новые задачи, и таким поступательным образом от цели к цели я и иду по жизни (улыбается).

— Как много вам сейчас приходится тренироваться? Шоу требуют столь же качественной подготовки, как соревнования?

— Я тренируюсь каждый день. Поскольку мне интересно работать над постановками фигуристов, считаю, что я должен быть способен показывать им все движения сам. Конечно, каждый специалист подходит к этому процессу по-своему, но мне кажется, если я способен держать себя в форме, чтобы показать и выразить свои идеи на льду, я буду делать это.

— Какой самый сложный прыжок вы сейчас можете исполнить?

— В плане техники я готов абсолютно так же, как если бы я продолжал карьеру спортсмена.

— В арсенале есть и четверной?

— Да, четверной прыжок готов исполнить прямо сейчас.

— Стефан, раз уж вы в такой прекрасной форме, нельзя не спросить: не думали ли вы о возвращении в спорт?

— Знаете, я сейчас получаю огромное удовольствие от моей жизни – такой, какая она есть. Я бы сказал, что прохожу через переходный период. Конечно, я буду очень рад продолжать выступать в шоу еще много лет, и я приложу все усилия, чтобы быть в форме, но есть и другая сторона. Я ведь уже попробовал свои силы в тренерском деле и теперь хочу еще больше погрузиться в это направление. Мой последний старт был в 2010 году, и я с радостью вспоминаю времена своей спортивной карьеры. Я, можно сказать, счастливчик, раз мне выпала доля пройти такой невероятный путь. Но моя жизнь должна продолжаться, и ту страницу я уже перевернул.

— Евгений Плющенко, в отличие от вас, не может перевернуть эту страницу и действительно хочет и жаждет соревнований. Как считаете, такой вариант развития событий тоже имеет место быть?

— Решение о продолжении или завершении карьеры – очень личное. Спортсмен должен чувствовать своим сердцем, что хорошо для него, куда он хочет сделать следующий шаг. В 2008 году у меня была тяжелая травма, и продолжение карьеры стояло под большим вопросом. Когда я все-таки решил продолжать, четко понимал – это мой последний шанс, и я должен отдать всего себя в этом последнем рывке. И после Олимпиады-2010 для меня вопрос о продолжении карьеры был решенным. Я больше никогда не чувствовал внутри себя потребности соревноваться, сравнивать себя с другими спортсменами. Я просто использовал предоставленную мне возможность по максимуму.

— Стефан, с кем вы работаете над своими программами после завершения карьеры профессионального фигуриста?

— Я работаю с тем же хореографом, которая была со мной практически все время на протяжении моей карьеры – это Саломе Брюннер. Сейчас мы ставим новый показательный номер, который я, возможно, покажу на шоу в Японии в июле. По крайней мере, я очень на это надеюсь (улыбается). У нас получилась очень замысловатая постановка, с большим количеством сложных шажочков, и ритм тоже очень необычный и интересный. Думаю, программа будет отличаться от того, что зрители привыкли видеть в моем исполнении (улыбается).

— С кем из фигуристов вам удалось поработать в преддверии нового сезона?

— Совсем недавно мы сделали два показательных номера для Дениса Тена. Он всегда с удовольствием готов посотрудничать со мной, у нас с ним отличные отношения. На самом деле, пять лет назад Денис стал моим первым учеником (улыбается). Он всегда приезжает в Швейцарию, и мы очень продуктивно проводим время: много работаем над шагами, обмениваемся идеями, слушаем огромное количество музыки, чтобы сделать интересные показательные номера. И я надеюсь, он использует все, что мы делаем вместе, для его соревновательных программ. Я верю, что Денис впитывает все, что мы с ним нарабатываем, и думаю, в его программах всегда присутствует дух Швейцарии (улыбается). Во время поездки в Корею я поставил короткие программы Ким Хэ Чин, она стала 23-й на чемпионате мира, и Ким Джин Сео, который также выступал на мировом первенстве. Работать с ребятами было очень интересно. Ким Джин катается всего шесть лет, но у него есть талант и огромное желание трудиться – он с таким интересом наблюдал за каждым моим движением, хотел понять и разобрать буквально каждый мой шаг. Хэ Чин также проявила себя очень смышленой девочкой: я только намеревался показать ей шаги, а она уже понимала, куда и как ей нужно двигаться. Я даже сказал: «Ничего себе, ты знаешь шаги уже тогда, когда даже я их еще не знаю (смеется)!»

Стефан Ламбьель

— А как вам опыт работы с немецким танцевальным дуэтом Нелли Жиганшина/Александр Гажи?

— Начну с того, что у меня был опыт работы с итальянской парой, бронзовыми призерами чемпионата Европы Стефанией Бертон и Ондреем Хотареком. В 2012 году мы работали над их «Фламенко». Но тогда постановка была фактически готова, мы просто оттачивали движения, переходы, добавляли эмоций. Также я помогал Татьяне Волосожар и Максиму Транькову в шоу Art on Ice. В Швейцарию они обычно приезжают сразу после соревнований, и им нужно как-то оживить показательные номера, сделать их еще более яркими и запоминающимися. Так что в какой-то степени я понимал, каким образом строится работа в паре, но работа с Нелли и Алексом — абсолютно новый для меня опыт, поскольку постановку мы начали с нуля. И что мне больше всего понравилось в работе с дуэтом, так это то, что между партнерами возникает контакт, они постоянно взаимодействуют друг с другом. Кто-то получает, кто-то дает. Когда ты катаешься один, ты только отдаешь зрителям все, что у тебя есть.

— Разве зрители не делятся с вами своими эмоцией, энергией?

— Этот момент наступает только в конце программы, когда зрители начинают аплодировать (улыбается). На протяжении всего проката только ты отдаешь зрителю себя. А теперь я на себе прочувствовал, каково это, работать в паре. Кстати, возвращаясь к моменту, что постановщик должен показывать спортсмену, чего он от него хочет, приведу пример из работы с Нелли и Алексом. Я ведь довольно пластичен, двигаюсь достаточно легко и далеко не такой крепкий, как партнеры в парном катании и танцах на льду. Я бы не смог выполнять партию Алекса, но я с легкостью показывал, что должна делать Нелли (смеется).

— Но ведь танцы на льду требуют довольно специфических навыков, поскольку постановки танцоров в корне отличаются от того, что катают одиночники.

— Вы абсолютно правы. Но, к примеру, в коротком танце есть пять обязательных элементов. И на тех же твиззлах ребята сами знают, что делать. Это то же самое, как когда ты тренируешь одиночника – ты ведь не говоришь ему, как нужно прыгать тройной аксель? Я хореограф, и не в моей компетенции объяснять спортсмену, как делать элемент, я не ставлю «ребра», не придумываю поддержки и не задумываюсь об уровнях сложности – это дело главного тренера. Моя же работа заключается в создании общего концепта, атмосферы и картины программы. Я подсказываю позиции, поправляю корпус, расставляю акценты – то есть занимаюсь деталями. Мне было очень легко работать под музыку, выбранную Нелли и Алексом.

— В чем идея постановки?

— В этом сезоне короткий танец – пасодобль. В начале программы мы сделали очень интересную завязку – драматическую и театральную. Мне сразу показалось, что Нелли должна быть в образе отчаянной домохозяйки, которая развешивает белье с обреченным видом. Ее жизнь рутинна и скучна, а муж ленив и неинтересен. Но в какой-то момент Алекс появляется в образе мачо и завоевывает ее мгновенно, Нелли не в силах перед ним устоять (смеется)!

— Планируете продолжать сотрудничать с танцорами?

— Я надеюсь на это!

— Как насчет российских дуэтов?

— Я бы с удовольствием. С Нелли и Алексом мы очень легко поставили танец буквально за три дня, моя голова буквально взрывалась от количества картинок и образов (смеется)! Это отличный опыт для меня, и теперь я буду только рад, если мне вновь представится такая возможность.

— Стефан, вы уже упомянули о сотрудничестве с Волосожар/Траньковым. Но ведь вы также общаетесь и вне льда. Расскажите, с чего началась ваша дружба?

— Мы все примерно одного возраста, знаем друг друга очень давно – долгое время ездили на одни соревнования, участвовали в шоу. Однажды я предложил своему менеджеру Оливеру, чтобы он пригласил на Art on Ice, где уже выступали Татьяна со Стасом Морозовым, Марию Мухортову и Максима. Это было около шести лет назад. Таким образом, в одном шоу тогда оказались Таня и Стас, Алена Савченко и Робин Шолковы, Маша и Максим (смеется). Уже тогда мы начали общаться ближе, сейчас многие знают, что Максим мой хороший друг. Я был так рад, когда они встали с Таней в пару! Ведь я знал, что Максим думал о Тане много-много лет. Помню, как он объяснял мне: «Таня просто самая лучшая партнерша в парном катании!» И когда он мне сообщил, что будет с ней кататься, я был просто счастлив, что его мечта стала реальностью.

— Стефан, когда мы готовились к интервью, попросили болельщиков прислать вопросы для вас. И в завершение интервью мы попросим вас ответить на некоторые из них. Вопрос первый: сколько русских слов вы знаете и какие?

— Я знаю около десяти слов. Перечислять? «Меня зовут Степа», «я родился в Мартиньи». «Спасибо, до свидания, пожалуйста, извините, бистро, чуть-чуть, хорошо.» Что еще (переходит на английский)? По-моему уже было десять (смеется)!

— Вопрос второй: на одном из кинофестивалей был показан документальный фильм о вас. Где болельщики могут его увидеть?

— Возможно, в продаже есть диски с этим фильмом, но, к сожалению, я не знаю, где их можно приобрести.

— Третий вопрос: какие номера вы покажете на шоу в Казахстане?

— Это будет номер «The water»… Кстати, я не уверен, но, возможно, буду кататься под живое исполнение оркестра.

— И заключительный вопрос: почему лезвия ваших новых коньков позолоченные?

— Это сюрприз! И разгадку все смогут увидеть примерно два месяца спустя.

— Это как-то связано с той самой новой постановкой, которую вы представите на шоу в Японии?

— Скажем так, это связано с чем-то новым для меня и для всех зрителей и болельщиков (смеется)!

rsport.ru

Поиск