Твиззлы по-чемпионски

Медалисты чемпионата мира 2012

Победителей танцевального турнира, завершившегося в Ницце вчера поздно вечером по московскому времени, можно было легко предсказать. Хотя в коротком танце олимпийские чемпионы Ванкувера-2010 Тесса Вирту и Скотт Моир опередили действующих чемпионов мира Мэрил Дэвис и Чарли Уайта всего на балл с небольшим, тренировки канадской пары убедительно свидетельствовали: равных на нынешнем чемпионате мира им не найдется.

В определенном смысле я, конечно же, рискую, предсказывая победителей до того, как начался финальный прокат. Тем более в Ницце, на достаточно проблемном льду, где в первый день танцевального турнира падения не избежала даже первая российская пара Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев. Падение отбросило россиян на девятую позицию с более чем десятибалльным отставанием от нижней кромки пьедестала, так что продолжать применять к нашим фигуристам слово «шансы» окончательно стало бессмысленно. Гипотетически возможность зацепить бронзу сохранялась у Елены Ильиных и Никиты Кацалапова (о вероятности такого расклада в Ницце даже сказал двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов), но лишь в случае совершенно идеального по технике и куражу исполнения произвольного танца. А вот с этим могли быть проблемы. Юный российский дуэт прекрасно (по собственной оценке) исполнил короткую «латину», но итоговый результат тем не менее был седьмым, и тот же Платов наряду с комплиментами в адрес Лены и Никиты отметил, что к концу короткой программы они «подсели».

И все равно Ильиных и Кацалапов сияли: они не только опередили всех россиян, но и в кои-то веки оказались впереди американцев Майи и Алекса Шибутани. Это ли не повод для ликования?

Но вернемся к сильнейшим. В режущем глаза напоре и прогрессе первого канадского дуэта не было ровным счетом ничего удивительного. Впервые за последние четыре года Тесса полностью избавилась от всех своих травм и послеоперационных последствий. Вот пара и рванула вперед, прогрессируя от тренировки к тренировке. На декабрьском финале «Гран-при» Вирту и Моир уступили действующим чемпионам мира, но там случился форс-мажор: Скотт упал в коротком танце. В феврале на Турнире четырех континентов Дэвис и Уайт выиграли первую из программ с символическим преимуществом, зато во второй не дотянули до результата друзей-соперников четыре балла. Ну а в Ницце уступили уже в коротком прокате, причем сумма баллов за это выступление неожиданно оказалась у американцев на 5,19 ниже личного рекорда, установленного в финале «Гран-при».

Все это отнюдь не значит, что сопоставлять канадский и американский дуэты Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда следует с позиции «лучше-хуже». Просто именно на этом чемпионате в прокатах олимпийских чемпионов (даже в тренировочных) было столько внутреннего света, вдохновения и полета, что представить на верхней ступени пьедестала кого-то другого было совершенно невозможно. Если не брать в расчет возможный форс-мажор, разумеется.

Это прекрасно понимали и тренеры фигуристов. Когда короткий танец завершился, Зуева сказала:

— Вот что означает кататься без травм. Видно, что Тесса и Скотт стали совсем другими, правда?

— Можете объяснить, почему итоговая оценка Дэвис и Уайта оказалась сильно ниже их лучшего результата?

— Думаю, баллы сняли за исполнение чоктау — Мэрил и Чарли не очень чисто выполнили этот элемент, особенно во второй серии танца. Все остальное было, на мой взгляд, очень хорошо и мощно.

— Может быть, на этих фигуристов слишком сильно давит титул чемпионов мира?

— В тренировочной работе это никак не ощущается. Как и в поведении ребят. Оно не изменилось. У них по-прежнему прекрасные отношения с Тессой и Скоттом, обе пары жесткое соперничество воспринимают как совершенно нормальный процесс.

— А что случилось в коротком танце с вашим вторым американским дуэтом — Майей и Алексом Шибутани?

— Мне трудно сказать, за что им могли снизить оценку. Мы, тренеры, смотрим программу с уровня льда. А это совершенно иное восприятие, нежели с трибуны. Наверняка были найдены какие-то существенные ошибки, раз оценку снизили так сильно.

— У вас есть возможность после соревнований пересмотреть прокат с той точки, с которой его видят судьи?

— Нет, эти видеозаписи нам никто не показывает. Только объясняют, за что именно были снижены те или иные оценки.

— Все ваши танцоры вот уже который год блестяще выполняют один из ключевых элементов программ — твиззлы. Похоже, у вас есть какие-то специальные приемы обучения?

— Конечно. Мы занимаемся твиззлами очень много. Ну а то, что наши с Игорем ученики получают за них наиболее высокие баллы… Возможно, все дело в том, что я начала целенаправленно заниматься работой над этим элементом сразу после того, как их предписали исполнять. И первым делом разработала целый комплекс специальных упражнений.

— Направленных на что?

— Для начала нужно понимать, что такое твиззл. Это не что иное, как обычное вращение, которому учат в одиночном катании, но выполненное с ошибкой — в движении. Соответственно мне нужно было развить эту ошибку, довести ее до абсурда в каком-то смысле. А вот какие именно упражнения для этого существуют — пусть останется моим тренерским секретом.

— Для каких еще элементов у вас существуют специальные комплексы приемов?

— Для всех. А как иначе? Сейчас в танцах появилось немало заимствований из парного катания, из одиночного. И все эти элементы требуют хорошего навыка. Мы же хотим побеждать?

www.sport-express.ru

Поиск