«Нас постоянно выгоняли из спорта». Большое интервью самой необычной танцевальной пары России

Танцоры Бетина Попова и Сергей Мозгов катаются вместе последние три сезона. За это недолгое время им удалось найти неповторимое лицо своей пары и полюбиться многим болельщикам в России и мире.

Бетина Попова и Сергей Мозгов

Их показательные выступления всегда ждешь с нетерпением, и Бетина с Сергеем не подводят — они то «Могучие рейнджеры» в аутентичных комбинезонах, то сексуальный полицейский и преступник, то невеста в ЗАГСе в ожидании нетрезвого жениха.

На прошедшем в Саранске чемпионате страны Бетина Попова — Сергей Мозгов остановились в шаге от пьедестала. Это не позволило им попасть в сборную на чемпионат Европы, но дало право участвовать в Универсиаде-2019, которая пройдет в начале марта в Красноярске.

Мы поговорили, когда ребята пришли посмотреть выступления спортивных пар и женщин на следующий день после своих соревнований.

Было много юмора, эмоций и искренности.

Из этого интервью вы узнаете, чего стоит быть новаторами в танцах на льду, чем отличается тренер западного стиля от русского тренера и как спортивные амбиции пары сосуществуют с самоиронией и легкостью характера.

— С каким настроением вы ехали на чемпионат России?

Сергей: — С хорошим настроением.

Бетина: — Мы на все старты стараемся ездить с хорошим настроением, потому что нам нравится выступать. Мы… как это сказать? Плюс-старт. Нам нравится показываться зрителям.

Сергей: — Нам гораздо более комфортно находиться в этой атмосфере, нежели долго быть в тренировочной рутине.

Бетина: — Мы тренируемся и прямо ждем соревнований, чтобы показать публике, что успели сделать.

— Плюс-старт — это врожденное качество или приобретенное с опытом?

— У меня, наверное, оно было всегда.

Сергей: — У меня в детстве температура постоянно от нервов была высокая, а потом пришел плюс-старт. У организма не было шансов, видимо. Либо я умер бы, либо научился любить соревноваться.

— Сколько лет вы катаетесь вместе?

Бетина: — Вообще три сезона, но первый был неполным, скомканным и неудачным. Мы постоянно болели, нас постоянно выгоняли из спорта — раз шесть, наверное.

Сергей: — Не сосчитать, сколько раз выгоняли. На чемпионат страны не пустили, столько было проблем.

— Вы же были запасными, но остались без чемпионата. Как так получилось?

Бетина: — Мы выступили на трех этапах Кубка России, нас все равно не допустили (критерий отбора на чемпионат России — участие в двух этапах Кубка России. — «Матч ТВ»). Сказали, что расписание уже сделано под определенное количество пар. Мы такие — «ну, ладно, в следующий раз, не последний чемпионат».

— Как считаете, вы уже привыкли друг к другу? Ведь танцы на льду — весьма сложный в этом плане вид фигурного катания.

— Всегда есть над чем работать. Но какие-то вещи мы уже чувствуем, можем друг другу помогать.

Сергей: — Мы к друг другу привыкли.

Бетина: — Он уже привык к моим некоторым…

Сергей: — …креативам.

Бетина: — Да, я могу что-нибудь напридумывать по ходу дела, Сергей теперь спокойно на это реагирует.

Сергей: — Когда ты едешь прокат на соревнованиях и внезапно у Бетины начинают добавляться новые руки, шаги, а ты… ты к этому не готов поначалу. Сейчас уже готов.

— Бетина, вы родились во Владивостоке. Как оказались в Москве?

Бетина: — Родители привезли в Москву, хотели дать мне возможность развиваться в любых направлениях, в каких захочу. Я с детства очень болезненный ребенок — аллергии, простуды. Куда меня еще могли повести  закалять? На лед. Это привело, правда, к большему количеству травм и всяких проблем со здоровьем, но от простуд избавилась.

— Я заметила, что вы даже на раскатке перед соревнованиями можете начать подпевать музыке, которая на катке играет.

— Музыка нас очень заряжает. Мы и разминаемся только под музыку. Мы же танцоры!

— Какое у вашей пары видение танцев на льду? 

— Мы молодая пара во всех смыслах — и возраста, и скатанности. Все наши соперники по сборной катаются вместе гораздо больше, а мы пока не можем брать именно этим, но стараемся делать все возможное, чтобы приблизиться к ним. Мы пока берем своей энергетикой, креативом, пытаемся придумать что-то новое.

Сергей: — Наш путь, который мы выбрали, — не идти по протоптанной дорожке, не повторять элементы из года в год. Мы решили, раз уж этим занимаемся, каждый раз будем удивлять новым. Это дает нам стимул работать, развиваться, не стоять на месте.

— Насколько сложно придумать новое?

Бетина: — Безумно сложно! Всего две руки и две ноги. А правила очень сужают наше поле деятельности. Те же хваты в поддержках — выше головы руку не поднимешь, ногу не закинешь, из-за этого приходится искать какие-то новые позы.

Сергей: — Слишком сильно креативить приходится.

Бетина: — Мы найдем какую-нибудь интересную позу, а потом думаем — а как в нее войти? А как из нее выйти?

Сергей: — Или — бах! — она противоречит правилам.

Бетина: — Или в нее никак не зайти кроме простого входа, а для уровня нужен сложный. Или, наоборот, получается слишком сложно для исполнения. Поэтому тяжело. Все уже придумано, все сделано, остается только модернизировать и искать в своем теле какие-то возможности. У нас, например, разница в росте достаточно интересная, мы можем играть этим.

— Если бы вы могли отменить одно любое правило в танцах на льду, что бы это было?

— Я бы разошлась! Можно больше одного? Тогда я бы сделала свободней правила по костюмам. Потому что девочки не могут кататься в брюках, к примеру. Хотя если это по образу нужно, почему я не могу? А правила запрещают. Это я бы точно отменила.

Сергей: — Да, нужно больше свободы в костюмах. Тоже хотел об этом сказать.

Бетина: — И с музыкой, может быть, дала бы больше свободы. Чтобы она была более разнообразная.

Сергей: — Тогда, наоборот, надо ввести ограничение по лирической страдальческой музыке.

Бетина: — Нет, но она должна быть…

Сергей: — Должна быть, но не слишком много.

Бетина: — Но, в общем, согласна. Когда смотришь чемпионат мира, и топовые пары катаются под такую музыку — это действительно захватывает до мурашек. А когда все первые разминки катаются, страдая, — ты просто сидишь и пытаешься не заснуть.

— Как у вас складываются отношения с новым тренером — Анжеликой Крыловой? Все ли понимаете и принимаете в ее системе работы?

— Нам очень нравится. Мы тренируемся у нее всего ничего, меньше года. В чем-то понимаем, угадываем, что она от нас хочет. В чем-то стоим такие: «а-а-а, что нам делать, что происходит?»

Сергей: — Скорее, она нас не понимала, как мы вообще катались до этого. По ходу этого сезона возникали такие ситуации.

Бетина: — Притирка тренера и спортсменов — очень сложный процесс, тем более мы спортсмены взрослые. Это ребенку все равно. Привел его, сказал «прыгай», и он прыгает 15 раз. А мы уже с какой-то психологией своей, тренер — со своим видением.

Сергей: — Но вот к концу сезона у нас стало гораздо лучше в этом плане. Чем больше стартов проходит, тем больше опыта появляется в различных ситуациях. Тем больше мы все становимся на одной волне.

— Анжелика всегда выглядит очень спокойной, вне зависимости от того, ошибаетесь вы или катаетесь чисто. Это свойственно американским тренерам. Она вообще может накричать, ругаться сильно?

Бетина: — Конечно! Может, она же все-таки русская женщина.

— Насколько отличается западный подход к тренировкам от российского? Вам ведь есть с чем сравнить.

— От моего прежнего тренера отличается разительно. У Анжелики — система. Мы должны понимать и проговорить все, что делаем. У нее есть специальная тетрадь, где она составляет планы. Мы все разминки знаем, что делать — каждый шаг поминутно. Плюс она намного спокойней.

Сергей: — Больше свобода общения со спортсменами. Она, по крайней мере, есть. Не так, что ты как робот — тебе сказали, ты делаешь. Идет обсуждение: что удобно, что неудобно, как лучше, как ты видишь, как понимаешь. Это гораздо комфортнее.

Бетина: — Она очень хорошо ругается на нас. Не орет, не обзывает, ничего такого. Просто очень давит под правильным углом. Дает понять, как и что нужно сделать. Для нас сейчас это оптимальный подход.

Сергей: — Анжелика правильно ругается. Давит, но не передавливает.

— Для взрослых спортсменов важно, чтобы был диалог с тренером?

Бетина: — Очень важно. Иначе пропадает мотивация всем этим заниматься.

— Когда я смотрю ваши выступления и оценки за них, иногда испытываю чувство несправедливости. Что вы чувствуете?

— Мы не чувствуем прямо несправедливости. Мы чувствуем, что нам нужно работать дальше.

Сергей: — Значит, было к чему придраться. Значит, мы неидеальны.

Бетина: — Нас вообще это не демотивирует, наоборот…

Сергей: — …заряжает, заводит.

Бетина: — Мы думаем: «Вот здесь можно еще лучше. Где наши 10 баллов? Мы хотим еще 10 баллов, и еще 10». Нам тогда нужно здесь доработать, здесь сделать чище, здесь эмоциональнее. Если бы мы каждый раз расстраивались, то уже после первого соревнования в этом сезоне закончили бы карьеру.

Сергей: — Не вешать нос — очень ценное качество для спортсменов.

Бетина: — У нас иногда бывает такое, что мы не понимаем наши баллы. Но не потому, что «засудили». А просто мы реально не понимаем. По ощущениям, по видео все нормально, и потом уже приходится разговаривать с судьями, что именно было не так.

— Какими вы себя видите через пять лет?

(Пауза.) Сергей: — Не облысеть бы… Вообще сложный вопрос. В спорте трудно так далеко заглядывать.

Бетина: — Да, тут иногда не знаешь, чем у тебя сезон закончится. Пусть мы будем счастливыми обладателями медалей…

Сергей: — …желательно без огромного количества травм.

— К слову, о травмах. Бетина, мне все тренировки не давали покоя ваши синие колени. Почему столько синяков?

Бетина: — Это цена всех наших новаторств. У нас элементы травмоопасные. Например, у нас была поддержка в коротком танце, которую мы поменяли перед этими соревнованиями. Мы ее называли между собой «лопасти смерти». Я сидела в шпагате у него на плечах — очень эффектно, но сложно.

Сергей: — Поддержка эта убивала поясницу Бетины и мою шею.

Бетина: — А в «Мастере и Маргарите» поддержка, где я в «арке», в прогибе — тот еще ад для спины. Но это спорт.

Сергей: — Спорт не лечит, спорт калечит.

Бетина: — Век спортсмена короткий, мы это понимаем. Если сейчас не будем делать сложное, потом оно точно не получится.

— Кто выбирал музыку для танцев этого сезона?

Сергей: — Коллегиально. «Мастер и Маргарита» — вообще была наша мечта. Ее одобрили все сразу. После прошлого сезона было тяжело подбирать какую-то музыку. Что взять после «Кармен»? Чтобы не было хуже, но было другим. Мы долго метались.

Бетина: — Я каталась под эту музыку с бывшим партнером в коротком танце. Но короткий и произвольный — совершенно разные вещи, там были другие образы.

— Вы всегда проводите разминку отдельно от остальных спортсменов, выбирая для этого необычные места — холл ледового дворца, например, или территорию перед гардеробом. Почему?

Сергей: — Так больше пространства, мы же высокие ребята. Здесь, в Саранске, еще зал маленький, нам не хватает места.

Бетина: — Да и просто нам нравится быть отдельно от всех. Мы на всех соревнованиях так разминаемся. Уходим куда-то в подтрибунные помещения обычно, так комфортнее.

— Как на вас реагируют проходящие мимо зрители?

— Снимают иногда, смотрят, дети улыбаются. Нам это нравится, мы заряжаемся хорошей энергетикой.

— Как вам саранская публика? Все участники чемпионата отмечают запредельный уровень поддержки.

Сергей: — Правда, это что-то невероятное было. Безумно приятно.

Бетина: — Мы, честно, не ожидали, что нас так будут поддерживать. Мы молодая пара, не успели себе еще набрать большую фан-базу, как у всех, но нам так хлопали и кричали… Мы были в шоке.

Сергей: — Причем это не очень характерно для российских соревнований. Обычно российский зритель выделяет одну-две пары и их поддерживает больше всех. А здесь всех принимали одинаково. Кстати, кататься перед тихими или пустыми трибунами морально тяжело.

Бетина: — Мы выступали на этапе в Сочи на тренировочном катке Волосожар — Транькова. Там такой каток, что вместо трибун сначала бетонная стена. А сами трибуны — сверху. И мы катались на эту серую стену. Это был самый тяжелый психологически прокат в карьере. Некому было отдавать энергию, которой мы привыкли делиться.

Сергей: — Ну, там, конечно, были судьи, но они не будут же тебе аплодировать.

Бетина: — Они просто судят. А мы же не для судей катаемся…

Сергей: — …ну, и для судей тоже.

Бетина: — Я — нет.

Сергей: — Они те же самые зрители, просто еще немного влияют на результат.

Бетина: — Ну тогда, ладно.

— После ваших оценок за ритм-танец зал свистел от разочарования низкими баллами. Каково это?

Сергей: — Это было странное чувство.

Бетина: — Ты вроде внутри себя негодуешь, в тебе что-то поднимается, и это все поддерживается залом… будоражащее впечатление. Цунами. У нас такое первый раз было.

— Какие у вас есть спортивные цели?

— Золото Олимпиады, конечно, как у любого спортсмена. Все главные старты мира, Европы. Все хочется. По идее, еще и можется.

— Чтобы всего этого добиться, вам нужно еще кататься пару циклов. Готовы?

Сергей: — Ну да, где-то так. В этом цикле будет сложновато.

Бетина: — Сейчас вообще российские танцы поднялись в мировом рейтинге, что не может не радовать. Этот исконно российский вид фигурного катания был потерян для наших пар на мировом уровне какое-то время, а теперь возрождается. Мы тоже стремимся быть причастными к этому.

Новогодний блиц: оливье, шампанское и «Нинтендо свитч»

— Что вы любите больше — селедку под шубой или оливье?

Бетина: — Новогодний вопрос, м-м-м! Пусть будут мандарины.

Сергей: — Оливье.

— Как планируете встретить Новый год?

(Хором.) — Отдохнуть! У нас был очень тяжелый сезон с безумными нагрузками.

— Сколько выходных планируется?

Сергей: — Пока намечается 3 дня.

— Мало.

— Мало, но мы надеемся поехать на Универсиаду, поэтому нам надо выходить на лед и работать над программами.

— Шампанское вы себе на Новый год можете позволить?

Бетина: — Да, конечно, какой же праздник без шампанского.

— Что бы вы попросили у Деда Мороза?

(Долгое молчание.) Сергей: — Денег?

Бетина: — Сережа хочет «Нинтендо Свитч», игровую приставку, — я знаю. А я тоже хочу ему игровую приставку.

— Со стороны кажется, что вы никогда не скучаете вместе.

— Это правда, нам и тренер всегда говорит: «Ребята, давайте потише, пожалуйста». Мы можем прямо перед стартом, когда нас уже объявляют, шутки какие-то друг другу рассказывать.

— Это помогает снять волнение перед прокатом?

— Да, конечно. Но мы всегда стараемся быть легкими.

Сергей: — Не настолько серьезными, как остальные.

Бетина: — У нас достаточно серьезных спортсменов, которые не могут себе позволить дурачиться.

Сергей: — Мы привыкли быть такими… фриками?

Бетина: — Быть попроще, поближе к публике, вот это все.

— А что бы вы пожелали своим болельщикам в Новый год?

Сергей: — Если они наши болельщики, то им понадобится много нервных клеток. А если серьезно… Да счастья, наверное.

Бетина: — Всем счастья, добра и любви! Спасибо!

Сергей: — И денег. И «Нинтендо Свитч»!

matchtv.ru

Поиск